Недвижимость Среда, 15.05.2024, 19:21
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Нотариусы в городе Ялта. » Юстиция. Россия, Нотариусы в Крыму, Ялта. » Получение информации из Реестра прав собственности (Получение информации из Реестра прав собственности)
Получение информации из Реестра прав собственности
BossДата: Вторник, 03.12.2013, 14:50 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 23320
Репутация: 0
Статус: Offline
Методические рекомендации относительно субъектов , которые имеют право на получение информации из Реестра прав собственности на недвижимое имущество , утвержденные приказом Министерства юстиции Украины от 23 марта 2009 года № 525/ 5

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ
ПРИКАЗ
23.03.2009 N 525/ 5

Об утверждении Методических рекомендаций
относительно субъектов , имеющих право на получение
информации из Реестра прав собственности
на недвижимое имущество

В соответствии с подпунктом 31 пункта 4 Положения о Министерстве юстиции Украины , утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14.11.2006 N 1577 ,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1 . Утвердить Методические рекомендации относительно субъектов , имеющих право на получение информации из Реестра прав собственности на недвижимое имущество , которые прилагаются.

2 . Департамента гражданского законодательства и предпринимательства ( И.И.Завальна ) довести настоящий приказ до сведения начальников Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым , главных управлений юстиции в областях , городах Киеве и Севастополе , министерств , других центральных органов исполнительной власти.

3 . Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Л.В.Ефименка .

министр
Н.Онищук

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства юстиции
23.03.2009 N 525/ 5
Рекомендации
относительно субъектов , имеющих право на получение информации из Реестра прав собственности на недвижимое имущество
I. общие положения

Конституцией Украины установлено , что сбор, хранение , использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия не допускается , кроме случаев , определенных законом , и только в интересах национальной безопасности , экономического благосостояния и прав человека ( часть вторая статьи 32).

Закон Украины " Об информации " , который определяет конфиденциальную информацию как информацию с ограниченным доступом и статья 302 Гражданского кодекса Украины (далее - Кодекс ) содержит такие же по содержанию нормы .

Конституционный Суд Украины Решением от 30.10.97 N 5 -зп по делу об официальном толковании статей 3 , 23 , 31 , 47 , 48 Закона Украины " Об информации " и статьи 12 Закона Украины " О прокуратуре " (дело К.Г.Устименко ) пришел к выводу , что к конфиденциальной информации относятся , в частности , сведения о лице (образование , семейное положение , религиозность , состояние здоровья , дата и место рождения , имущественное положение и другие персональные данные).

Следует констатировать , что четкое определение понятия " имущественное положение " в действующем законодательстве отсутствует , однако , совершив анализ юридической природы этого понятия , можно сделать вывод , что под понятием " имущественное положение " понимается совокупность принадлежащих лицу имущественных прав и обязанностей.

Одним из таких имущественных прав личности является право собственности на недвижимое имущество.

Исходя из приведенного , сбор, хранение , использование и распространение информации о праве собственности на недвижимое имущество , которая является конфиденциальной информацией , без согласия этого лица не допускается , кроме случаев , определенных законом .
II . Порядок и формы получения информации из Реестра прав

1 . Отношения , связанные с государственной регистрацией права собственности на недвижимое имущество и , соответственно, предоставление информации из Реестра прав собственности на недвижимое имущество ( далее - Реестр прав) регулируются Кодексом , Законом Украины " О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений" и Временным положением о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество , утвержденным приказом Министерства юстиции от 07.02.2002 N 7/5 , зарегистрированным в Министерстве юстиции 18.02.2002 за N 157/ 6445 (далее - Временное положение ) .

Так , Кодексом установлено , что государственная регистрация прав на недвижимость и сделок по недвижимости осуществляется соответствующим органом , который обязан предоставлять информацию о регистрации и зарегистрированных правах в порядке , установленном законом (часть вторая статьи 182 ) .

Статьей 28 вышеуказанного Закона установлено , что сведения о содержании документов , подтверждающих ( удостоверяющих ) сделки в отношении недвижимого имущества , обобщенные сведения о вещных правах отдельного лица на недвижимое имущество , а также выписки из Государственного реестра прав , содержащие сведения об установлении, изменении или прекращении прав на недвижимое имущество , предоставляются органами государственной регистрации только :

- Собственнику (собственникам ) недвижимого имущества , его наследникам ( правопреемникам - для юридических лиц) или лицам , в пользу которых совершено ограничение , или иным вещного права ;

- Органам государственной власти или органам местного самоуправления , их должностным лицам , если запрос сделан в связи с осуществлением ими полномочий , определенных законом;

- Бюро кредитных историй на их запрос относительно информации Государственного реестра прав , предусмотренной частью первой настоящей статьи , в электронном виде ( в формате базы данных) , при наличии письменного согласия юридических , физических лиц - владельцев недвижимого имущества .

Однако пунктом 5 Заключительных положений указанного Закона установлено , что до создания единой системы органов регистрации прав , а также до формирования Государственного реестра прав в составе государственного земельного кадастра регистрация объектов недвижимости проводится коммунальными предприятиями бюро технической инвентаризации .

2 . В своей деятельности по осуществлению государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества бюро технической инвентаризации руководствуются также и Временным положением , согласно которому право на получение информации из Реестра прав на зарегистрированного права собственности на объект недвижимого имущества имеют:

- В форме выписки - собственник (собственники ) , его наследники и правопреемники юридических лиц , уполномоченные лица ;

- В форме информационной справки - суд , органы внутренних дел , органы прокуратуры , органы государственной налоговой службы , государственные исполнители , нотариусы , органы Службы безопасности Украины и другие органы государственной власти ( должностные лица) , если запрос сделан в связи с осуществлением ими полномочий , определенных действующим законодательством Украины (пункты 5.1.1 и 5.1.2 Временного положения ) .

При этом Временным положением оговорены некоторые условия, при которых выдается выписка и информационная справка .

Извлечение из Реестра прав выдается на основании сведений , содержащихся в Реестре прав , после получения соответствующего заявления установленной формы , а информационная справка - после официального запроса от указанных органов.

При подаче заявления о получении выписки из Реестра прав физическое лицо должно предъявить документ, удостоверяющий личность , а в случае подачи заявления представителем физического или юридического лица - документ , подтверждающий полномочия действовать от имени этих лиц , при этом лицо, представляет лицо - нерезидента Украины , предъявляет документы , которые в случае необходимости легализуются в установленном порядке.

Информационная справка предоставляется только по письменному запросу уполномоченных органов государственной власти ( должностных лиц) , нотариусов . Запрос подается на бланке установленной формы , с указанием законных оснований для такого запроса , за подписью руководителя или лица , его замещающего , с указанием соответствующих номеров дела , в связи с которой возникла потребность в получении информации (пункты 5.2-5.4 Временного положения ) .
III . Лица , которые имеют право на получение информации из Реестра прав в форме выписки

1 . Владелец - это лицо, которое владеет , пользуется , распоряжается своим имуществом в соответствии с законом по своей воле , независимо от воли других лиц ( часть первая статьи 316 и часть первая статьи 317 Кодекса) .

Следует отметить , что субъектами права собственности по Кодексу являются физические и юридические лица , государство Украина , Автономная Республика Крым , территориальные общины , иностранные государства и другие субъекты публичного права ( статья 2 и часть первая статьи 318).

Право на получение информации владельцами о себе гарантирует Закон Украины " Об информации " .

Так , согласно статье 23 Закон Украины " Об информации " каждый человек имеет право на ознакомление с информацией , собранной о нем .

Граждане имеют право доступа к информации о них , оспаривать достоверность , полноту , уместность информации .

Государственные органы и организации , органы местного самоуправления , информационные системы которых помещают информацию о гражданах , обязаны предоставлять ее беспрепятственно и бесплатно по требованию лиц , которых она касается , кроме случаев , предусмотренных законом , а также принимать меры по предотвращению несанкционированного доступа к ней .

Учитывая изложенное , собственник недвижимого имущества , право собственности на которое зарегистрировано в Реестре прав , имеет право на получение с указанного Реестра информации о зарегистрированном за ним право собственности .

2 . Наследники - это физические лица , которые являются живыми на время открытия наследства , а также лица , которые были зачаты при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. Наследниками по завещанию могут быть юридические лица , государство Украина , Автономная Республика Крым , территориальные общины , иностранные государства и другие субъекты публичного права ( статьи 2 и 1222 Кодекса) .

Согласно части первой статьи 1297 Кодекса наследник , принявший наследство , в составе которого есть недвижимое имущество , обязан обратиться к нотариусу за выдачей ему свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество.

Согласно пункту 5.9 Временного положения извлечение из Реестра прав для оформления наследства выдается наследникам по письменному запросу нотариуса .

Учитывая изложенное , наследник недвижимого имущества , право собственности на которое зарегистрировано в Реестре прав , имеет право на получение с указанного Реестра информации о зарегистрированном за наследодателем право собственности на объект недвижимого имущества . Однако , такое право у наследника возникает только при наличии письменного запроса нотариуса , в котором должна указываться информация об открытии наследства , о наследодателя и наследника и об объекте недвижимого имущества , вошедшего в состав наследства.

3 . По Гражданскому кодексу Украины и Хозяйственным кодексом Украины правопреемство - это способ передачи всего своего имущества , прав и обязанностей одним юридическим лицом другим юридическим лицам - правопреемникам , осуществляемой в результате слияния , присоединения , разделения и преобразования ( 104 и 59 соответственно) .

То есть в результате правопреемства создается новая ( новые ) юридическое лицо , к которому переходит имущество , права и обязанности юридического лица , которое прекратилось .

Учитывая изложенное , правопреемник юридического лица имеет право на получение информации из Реестра прав о зарегистрированном праве собственности на объект недвижимого имущества, перешедшего к нему в результате слияния , присоединения , разделения или преобразования предыдущей ( предыдущих ) юридического лица , в форме выписки .

Следует обратить внимание , что при обращении правопреемника за получением выписки из Реестра прав обязательно должно подаваться документ , подтверждающий возникновение отношений правопреемства относительно прав и обязанностей юридического лица , которое прекращается.

Исходя из положений статьи 107 Кодекса таким документом является передаточный акт ( в случае слияния , присоединения или преобразования ) или распределительный баланс (в случае разделения ) .

Необходимо отметить , что юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации ( часть четвертая статьи 87 Кодекса) . Есть правопреемник приобретает права и обязанности юридического лица с момента его государственной регистрации.

Таким образом , при обращении правопреемника за получением выписки из Реестра прав обязательно должно подаваться свидетельство о государственной регистрации и передаточный акт или разделительный баланс .

4 . Уполномоченными лицами в действующем законодательстве определен широкий круг субъектов .

В частности , согласно статье 237 Кодекса правоотношение, в котором одна сторона (представитель ) обязана или имеет право совершить сделку от имени другой стороны , которую она представляет является представительством . Представительство возникает на основании договора , закона , акта органа юридического лица и по другим основаниям, установленным актами гражданского законодательства.

Кодекс предусматривает возможность одного человека совершать действия от имени другого лица, которое оно представляет , в том числе , и получать выписку из Реестра прав о зарегистрированном за последней право собственности на объект недвижимого имущества .

Независимо от вышеуказанных оснований возникновения отношений представительства , представитель владельца объекта недвижимого имущества , должен подавать документ , подтверждающий эти отношения между ней и владельцем .

4.1 . Представительство на основании договора. В соответствии со статьей 6 Кодекса стороны являются свободными в заключении договора , выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований Кодекса , других актов гражданского законодательства , обычаев делового оборота , требований разумности и справедливости ( статья 627 Кодекса) .

При обращении представителя собственника объекта недвижимого имущества за получением выписки из Реестра прав обязательно должно подаваться договор , регулирующим отношения представительства .

4.2 . Представительство на основании закона. В соответствии со статьей 242 Кодекса родители ( усыновители ) являются законными представителями своих малолетних и несовершеннолетних детей.

Опекун является законным представителем малолетнего лица и физического лица , признанного недееспособным .

При этом нормами Кодекса предусматривается , что законным представителем в случаях , установленных законом , может быть другое лицо .

Следует отметить , в некоторых случаях возникновения представительства на основании закона происходит в связи с принятия компетентными государственными органами соответствующих решений.

Так, установление опеки над малолетними лицами и физическими лицами , которые признаны недееспособными , осуществляется в соответствующих случаях как судом , так и органом опеки и попечительства .

Исходя из приведенного , при обращении такого представителя владельца объекта недвижимого имущества за получением выписки из Реестра прав обязательно должно подаваться документ , регулирующим отношения представительства по закону. Таким документом может быть свидетельство о рождении ребенка , решение суда об усыновлении ребенка , об установлении опеки над малолетними лицами , которые лишены родительской опеки , об установлении опеки над физическими лицами , признанными недееспособными , и решения органа опеки и попечительства об установлении опеки над малолетними лицами .

4.3 . Представительство на основании акта органа юридического лица . Согласно части второй статьи 92 Кодекса юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности и осуществляет их через свои органы , действующие в соответствии с учредительными документами и законом .

В связи с приведенным следует отметить , что согласно статье 87 Кодекса для создания юридического лица его участники ( учредители) разрабатывают учредительные документы , которые излагаются письменно и подписываются всеми участниками ( учредителями) , если законом не установлен иной порядок их утверждения .

Учредительным документом общества является утвержденный участниками устав или учредительный договор между участниками , если иное не установлено законом. Учреждение создается на основании индивидуального или общего учредительного акта , составленного учредителем ( учредителями).

Так, согласно части первой статьи 82 Хозяйственного кодекса Украины учредительным документом полного общества и коммандитного общества является учредительный договор . Учредительным документом акционерного общества , общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью является устав.

В свою очередь , объединения граждан ( политические партии и общественные организации ) действуют на основе устава или положения ( часть первая статьи 13 Закона Украины " Об объединении граждан" ) .

То есть при обращении такого представителя владельца объекта недвижимого имущества за получением выписки из Реестра прав обязательно должно подаваться учредительный документ юридического лица . Таким документом может быть учредительный договор , устав или положение , в котором будут содержаться сведения о полномочиях соответствующего лица на совершение действий от имени юридического лица .

4.4 . Отдельно остановимся на отношениях представительства , осуществляемые по доверенности .

Исходя из положений частей первой и второй статьи 244 Кодекса представительство , основанное на договоре или акте органа юридического лица может осуществляться по доверенности .

Согласно части третьей указанной статьи доверенностью является письменный документ, выдаваемый одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами . Доверенность на совершение сделки представителем может быть предоставлена ​​лицом , которое представляют ( доверителем ) , непосредственно третьему лицу .

При этом форма доверенности должна соответствовать форме , в которой в соответствии с законом имеет вчиняться сделка . Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия , подлежит нотариальному удостоверению , кроме случаев , установленных частью четвертой этой статьи ( статья 245 Кодекса) .

Доверенность от имени юридического лица выдается его органом или другим лицом , уполномоченным на это его учредительными документами , и скрепляется печатью этого юридического лица (статья 246 Кодекса) .

Следует также отметить , что срок доверенности устанавливается в доверенности . Если срок доверенности не установлен , она сохраняет силу до прекращения ее действия ( часть первая статьи 247 Кодекса) .

Таким образом , при обращении такого представителя владельца объекта недвижимого имущества за получением выписки из Реестра прав обязательно должно подаваться доверенность. При этом , доверенность должна соответствовать требованиям статей 245 - 247 Кодекса.
IV . Некоторые аспекты относительно субъектов , имеющих право получать информацию из Реестра прав о зарегистрированном праве собственности в форме выписки

1 . Законом Украины " Об управлении объектами государственной собственности" ( далее - Закон) установлено , что управление объектами государственной собственности - это осуществление Кабинетом Министров Украины и уполномоченными им органами , другими субъектами , определенными этим Законом , полномочий по реализации прав государства как собственника таких объектов , связанных с владением , пользованием и распоряжением ими , в пределах , определенных законодательством Украины , с целью удовлетворения государственных и общественных потребностей ( статья 1) .

Так , этими субъектами управления объектами государственной собственности по статье 4 Закона являются:

- Кабинет Министров Украины ;

- Фонд государственного имущества Украины ;

- Министерства и другие органы исполнительной власти;

- Органы , осуществляющие управление государственным имуществом в соответствии с полномочиями, определенными отдельными законами ;

- Государственные хозяйственные объединения , государственные холдинговые компании , другие государственные хозяйственные организации ;

- Национальная академия наук Украины , отраслевые академии наук .

То есть Законом четко определены субъекты , осуществляющие полномочия от имени государства как собственника .

Учитывая изложенное , субъекты управления объектами государственной собственности , определенные Законом , имеют право на получение выписки из Реестра прав относительно объектов государственной собственности , в отношении которых государство уполномочило управлять имуществом.

2 . Согласно части четвертой статьи 31 Закона Украины " О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" ( далее - Закон ) арбитражный управляющий ( распорядитель имущества , управляющий санацией , ликвидатор ) имеет право, в частности , запрашивать и получать документы или их копии от предприятий , учреждений , организаций , объединений , а от граждан - с их согласия .

2.1 . Относительно распорядителя имущества должника следует отметить , что по закону в постановлении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве или в постановлении, принятом на подготовительном заседании , назначается распорядитель имущества в порядке , установленном Законом.

Назначение распорядителя имущества не является основанием для прекращения полномочий руководителя или органа управления должника.

В этом случае , право на получение информации из Реестра прав имеет представитель должника (на основании соответствующего акта юридического лица) .

Одновременно полномочия руководителя должника или органов управления должника , возложенные на них в соответствии с законодательством или учредительными документами , могут быть прекращены в случае , если ими не принимаются меры по обеспечению сохранности имущества должника , создаются препятствия действиям распорядителя имущества или допускаются иные нарушения законодательства .

В таком случае по ходатайству комитета кредиторов исполнения обязанностей руководителя должника постановлением хозяйственного суда временно возлагается на распорядителя имущества до назначения в порядке , определенном законодательством и учредительными документами , нового руководителя должника . О прекращении полномочий руководителя или органов управления должника хозяйственный суд выносит определение , которое может быть обжаловано в установленном порядке ( части первая , пятнадцатая и шестнадцатая статьи 13 Закона).

Таким образом , с момента возложения постановлением хозяйственного суда на распорядителя имущества обязанностей руководителя должника он имеет право на получение выписки из Реестра прав . Однако , для получения выписки из Реестра прав распорядитель имущества должен подать указанное определение хозяйственного суда о возложении обязанностей руководителя должника на распорядителя имущества .

Одновременно обращаем внимание , что полномочия собственников имущества должника в судебной процедуре санации , исходя из закона, не прекращаются. Тем самым , собственник имущества должника имеет право на получение выписки из Реестра прав .

2.2 . Относительно управляющего санацией отмечаем , что Законом установлено , что со дня вынесения постановления о санации :

- Руководитель должника отстраняется от должности в порядке , определенном законодательством о труде , управление должником переходит к управляющему санацией , кроме случая , предусмотренного статьей 53 Закона ;

- Прекращаются полномочия органов управления должника - юридического лица , полномочия органов управления передаются управляющему санацией . Органы управления должника в течение трех дней со дня принятия решения о санации и назначении управляющего санацией обязаны обеспечить передачу управляющему санацией бухгалтерской и другой документации должника , печатей и штампов , материальных и иных ценностей ( часть четвертая статьи 17) .

Таким образом , с момента возложения постановлением хозяйственного суда на управляющего санацией полномочий органов управления должника - юридического лица , он имеет право на получение выписки из Реестра прав . Однако для получения выписки из Реестра прав управляющий санацией обязан представить указанное определение хозяйственного суда о возложении полномочий органов управления должника - юридического лица на управляющего санацией .

2.3 . Относительно ликвидатора отмечаем , что в соответствии с частью первой статьи 24 Закона в постановлении о признании должника банкротом хозяйственный суд открывает ликвидационную процедуру , назначает ликвидатора в порядке , предусмотренном для назначения управляющего санацией .

Законом установлено , что со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры прекращаются полномочия органов управления банкрота относительно управления банкротом и распоряжение его имуществом , а также прекращаются полномочия владельца ( владельцев ) имущества банкрота , если это не было сделано ранее ( часть вторая статьи 23).

Со дня назначения ликвидатора к нему переходят права руководителя (органов управления ) юридического лица - банкрота ( часть вторая статьи 25).

Таким образом , с момента возложения постановлением хозяйственного суда на ликвидатора полномочий органов управления , он имеет право на получение выписки из Реестра прав . Однако , для получения выписки из Реестра прав ликвидатор должен подать указанное определение хозяйственного суда о возложении полномочий органов управления должника - юридического лица на ликвидатора .

3 . Статьей 3 Закона Украины " Об аудиторской деятельности" установлено , что аудиторы и аудиторские фирмы при осуществлении аудиторской деятельности имеют право получать необходимые документы , которые имеют отношение к предмету проверки и находятся как у заказчика , так и у третьих лиц. Третьи лица , которые имеют в своем распоряжении документы относительно предмета проверки , обязаны предоставить их по требованию аудитора (аудиторской фирмы). Указанное требование должно быть официально засвидетельствовано заказчиком.

Учитывая изложенное , аудитор и аудиторская фирма имеют право на получение информации из Реестра прав в форме выписки только и в случае полномочия его субъектом хозяйствования - заказчиком , по которому осуществляется аудит , на получение такой информации.

4 . Законом Украины " Об адвокатуре " установлено , что при осуществлении профессиональной деятельности адвокат имеет право собирать сведения о фактах , которые могут быть использованы как доказательства в гражданских , хозяйственных , уголовных делах и делах об административных правонарушениях , в частности: запрашивать и получать документы или их копии от предприятий , учреждений , организаций , объединений , а от граждан - с их согласия; знакомиться на предприятиях , в учреждениях и организациях с необходимыми для выполнения поручения документами и материалами , за исключением тех , тайна которых охраняется законом ( статья 6).

Учитывая изложенное , адвокат имеет право на получение информации из Реестра прав только в форме выписки . Однако , для получения выписки из Реестра прав адвокат должен подать документ , по которому собственником или надлежащим образом уполномоченным лицом наделен адвоката полномочиями по получению информации.

5 . Согласно части второй статьи 1 Закона Украины " О третейских судах " в третейский суд по соглашению сторон может быть передан любой спор, возникающий из гражданских и хозяйственных правоотношений , кроме случаев , предусмотренных законом.

Статьей 38 Закона установлено , что третейский суд имеет право требовать от сторон предоставления доказательств , необходимых для полного , всестороннего и объективного разрешения спора. Если третейский суд признает необходимым получить документы от предприятий , учреждений , организаций , не являющихся участниками третейского разбирательства , он своим постановлением уполномочивает стороны или одну из сторон получить соответствующие документы и предоставить их третейскому суду .

Учитывая изложенное , в третейского суда отсутствуют полномочия по получению информации из Реестра прав . Такое право предоставляется только сторонам третейского соглашения , которые должны представить доказательства, в частности , сведения о зарегистрированном за ними право собственности на недвижимое имущество в Реестре прав - извлечение из Реестра прав .
 
BossДата: Вторник, 03.12.2013, 14:56 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 23320
Репутация: 0
Статус: Offline
V. Некоторые аспекты получения информации из Реестра прав о зарегистрированном праве собственности в форме информационной справки

1. Как уже отмечалось выше, право на получение информации из Реестра прав имеют суд, органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы государственной налоговой службы, государственные исполнители, нотариусы, органы Службы безопасности Украины и другие органы государственной власти (должностные лица), если запрос сделан в связи с осуществлением ими полномочий, определенных действующим законодательством Украины.

Оказание информационной справки из Реестра прав должно осуществляться только на основании мотивированного и соответственно оформленного документа.

По общему правилу такой документ должен иметь обязательные реквизиты и стабильный порядок их размещения: наименование учреждения - автора документа, код учреждения, код формы документа, название вида документа (не указывается на письмах), дата, индекс, заголовок к тексту, текст, подпись.

Заверение документов осуществляется путем их подписания, утверждения и проставления печати. Документы подписываются должностными лицами учреждения в соответствии с их компетенцией, установленной действующими нормативно-правовыми актами. При этом подпись состоит из наименования должности лица, подписывающего документ (полное, если документ оформлен не на бланке, сокращенное - на документе, напечатанном на бланке), личной подписи, инициалов и фамилии (Примерная инструкция по делопроизводству в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.97 N 1153).

Документ, на основании которого осуществляется запрос информации из Реестра прав, должен содержать сведения в связи с чем осуществляется такой запрос (например: при поступлении запроса от органа досудебного следствия по ознакомлению с документами, необходимыми для расследования уголовного дела, в запросе должны быть указаны номер уголовного дела, в связи с расследованием которого сделан запрос).

2. Согласно части второй статьи 1 Закона Украины "О судоустройстве Украины" судебная власть реализуется путем осуществления правосудия, в форме гражданского, хозяйственного, административного, уголовного судопроизводства.

2.1. Относительно правовых оснований получения судом информационной справки из Реестра прав при осуществлении гражданского судопроизводства.

Согласно статье 57 Гражданского процессуального кодекса Украины любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иных обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела являются доказательствами. Эти данные устанавливаются на основании, в частности, письменных доказательств.

Гражданским процессуальным кодексом установлено, что если спор не урегулирован к судебному разбирательству, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, решает вопрос об истребовании доказательств, о судебных поручениях по сбору доказательств (пункт 5 части шестой статьи 130).

Доказательства, которые требует суд, направляются в суд непосредственно. Суд может также уполномочить заинтересованное лицо, участвующее в деле, получить доказательство для представления его суду.

Истребование и (или) осмотр доказательств, в том числе по их местонахождению, являются способами обеспечения судом доказательств.

Вопрос об обеспечении доказательств решается постановлением (статьи 133, 135, 137 Гражданского процессуального кодекса).

Учитывая изложенное, указанное постановление суда, решает вопрос об истребовании доказательств, является основанием для получения судом или заинтересованным лицом, уполномоченное судом, информации из Реестра прав в форме информационной справки.

2.2. Согласно статье 38 Хозяйственного процессуального кодекса Украины если представленные сторонами доказательства недостаточны, суд обязан истребовать от предприятий и организаций независимо от их участия в деле документы и материалы, необходимые для решения спора.

Хозяйственный суд вправе знакомиться с доказательствами непосредственно в месте их нахождения. Хозяйственный суд может истребовать доказательства также до подачи иска в качестве меры пресечения (статьи 43-1 - 43-10 Хозяйственного процессуального кодекса). Хозяйственный суд может уполномочить на получение таких доказательств заинтересованную сторону.

Если хозяйственный спор решается по существу (отложении рассмотрения дела, приостановлении, прекращении производства по делу, оставление иска без рассмотрения и т.д.), хозяйственный суд выносит определение.

Определение хозяйственного суда должно содержать, в частности, указание на действия, которые должны совершить стороны, другие предприятия, организации, государственные и другие органы и их должностные лица в сроки, определенные хозяйственным судом (статья 86 Хозяйственного процессуального кодекса).

Истребование доказательств является одним из мер до подачи иска. О принятии мер хозяйственный суд выносит определение, в котором указывает избранные меры (статьи 43-1, 43-2 и 43-4 Хозяйственного процессуального кодекса).

Учитывая изложенное, указанное постановление хозяйственного суда, решает вопрос об истребовании доказательств является основанием для получения судом или заинтересованным лицом, уполномоченное судом, информации из Реестра прав в форме информационной справки.

2.3. По Кодексу административного судопроизводства Украины суд может предложить представить дополнительные доказательства или истребовать дополнительные доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе.

Если лицо, участвующее в деле, не может самостоятельно предоставить доказательства, то она должна указать причины, по которым эти доказательства не могут быть предоставлены, и сообщить, где они находятся или могут находиться. Суд содействует в реализации этой обязанности и истребует необходимые доказательства. Суд может собирать доказательства по собственной инициативе (часть вторая статьи 69 и части третья, пятая статьи 71).

Статьей 110 Кодекса административного судопроизводства установлено, что суд к судебному рассмотрения административного дела принимает меры для всестороннего и объективного рассмотрения и разрешения дела в одном судебном заседании в течение разумного срока. С этой целью суд может принять решение об истребовании документов и других материалов.

Истребование письменных или вещественных доказательств является способом обеспечения доказательств (статьи 73 и 74 Кодекса административного судопроизводства).

Согласно части второй статьи 158 Кодекса административного судопроизводства судебное решение, которым суд приостанавливает или прекращает производство по делу, оставляет исковое заявление без рассмотрения или принимает решение о иных процессуальных действий, ходатайств, излагается в форме постановления.

Учитывая изложенное, указанное постановление административного суда, который решает вопрос об истребовании доказательств, является основанием для получения судом информации из Реестра прав в форме информационной справки.

2.4. Согласно статье 66 Уголовно-процессуального кодекса Украины суд по делам, находящимся в его производстве, вправе, в частности, требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан предъявления предметов и документов, которые могут установить необходимые по делу фактические данные. Выполнение этих требований является обязательным для всех граждан, предприятий, учреждений и организаций.

В предусмотренных законом случаях суд по делам, находящимся в его производстве, вправе поручить подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, провести оперативно-розыскные мероприятия или использовать средства для получения фактических данных, которые могут быть доказательствами по уголовному делу.

В соответствии со статьей 273 Уголовно-процессуального кодекса во всех вопросах, которые решаются судом во время судебного разбирательства, суд выносит определения.

Учитывая изложенное, с целью получения от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан фактических данных - доказательств, суд вправе вынести решение. Указанное постановление является основанием для получения судом информации из Реестра прав в форме информационной справки.

Следует обратить внимание, что независимо от того, в какой форме осуществляется судом судопроизводство (гражданское, хозяйственное, административное, уголовное), постановление суда должно соответствовать требованиям процессуального законодательства.

3. В соответствии со статьей 101 Уголовно-процессуального кодекса органами дознания являются:

1) милиция;

11) налоговая милиция - по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а также по делам о сокрытии валютной выручки;

2) органы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению;

3) начальники органов управления Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины и их заместители по вопросам производства дознания - по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Украины и военнообязанными во время прохождения ими сборов, работниками Вооруженных Сил Украины во время выполнения ими служебных обязанностей 'связей или в расположении воинской части, а командиры (начальники) воинских частей, соединений, начальники военных учреждений - по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также по делам о преступлениях, совершенных работниками Вооруженных Сил Украины в связи с выполнением ими служебных обязанностей или в расположении воинской части, соединения, учреждения или на военных объектах;

3-1) командиры кораблей - по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также по делам о преступлениях, совершенных работниками Вооруженных Сил Украины в связи с выполнением ими служебных обязанностей во время похода за пределами Украины;

4) таможенные органы - по делам о контрабанде;

5) начальники учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев - по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

6) органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил;

7) органы пограничной службы - по делам о нарушении государственной границы;

8) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании.

Что касается органов досудебного следствия, то следует отметить, что согласно статье 102 Уголовно-процессуального кодекса органами досудебного следствия следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи налоговой милиции и следователи органов безопасности.

3.1. В соответствии со статьей 97 Уголовно-процессуального кодекса прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны принимать заявления и сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, в том числе и в делах, не подлежащих их ведению.

По заявлению или сообщению о преступлении прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны не позднее трехдневного срока принять одно из таких решений, в частности: возбудить уголовное дело, либо отказать в возбуждении уголовного дела.

Когда необходимо проверить заявление или сообщение о преступлении до возбуждения дела, такая проверка осуществляется прокурором, следователем или органом дознания в срок не более десяти дней путем отобрания объяснений от отдельных граждан или должностных лиц или истребования необходимых документов.

Заявление или сообщение о преступлениях до возбуждения уголовного дела могут быть проверены путем проведения оперативно-розыскной деятельности.

Подпункт 3.1 пункта 3 Инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах и подразделениях внутренних дел Украины заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных или готовящихся, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины от 14.04.2004 N 400, устанавливает, что заявления и сообщения о преступления, совершенных или готовящихся, регистрируются круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел оперативными дежурными сразу после их поступления, отражается в журнале регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных или готовящихся.

Аналогичный порядок, то есть регистрация обращений, содержащих данные о совершенных или готовящихся преступлениях, в Журнале регистрации, учета и рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, предусмотрен и абзацем вторым раздела II Инструкции о порядке рассмотрения в Службе безопасности Украины обращений граждан и регистрации , учета заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, утвержденной приказом Службы безопасности Украины от 27.01.2005 N 44.

Подпункт 3.1 пункта 3 Инструкции о порядке приема, регистрации, учета и рассмотрения в подразделениях налоговой милиции заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.06.98 N 304, устанавливает, что информация о преступлениях регистрируется в дежурных частях подразделений налоговой милиции, отражается в Книге учета информации о преступлениях.

Таким образом, если орган дознания или досудебного следствия запрашивает документы, необходимые для проверки заявления или сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях в порядке статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса, в запросе должен быть указан номер регистрации заявления, обращения или сообщения в Журнале регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных или готовящихся Журнале регистрации, учета и рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, или в Книге учета информации о преступлениях.

3.2. Статья 66 Уголовно-процессуального кодекса предоставляет право лицу, производящему дознание, следователю, прокурору и суду по делам, находящимся в их производстве, в частности требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан предъявления предметов и документов, которые могут установить необходимые по делу фактические данные. Выполнение этих требований является обязательным для всех граждан, предприятий, учреждений и организаций.

В соответствии со статьей 83 Уголовно-процессуального кодекса документы являются источником доказательств, если в них изложены или засвидетельствованы обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 114 Уголовно-процессуального кодекса при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение согласия суда (судьи) или прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя являются для органов дознания обязательными.

В связи с изложенным, в случае поступления запроса от органа досудебного следствия, или от органа дознания по поручению следователя, по ознакомлению с документами, необходимыми для расследования уголовного дела, в запросе должен быть указан номер уголовного дела, в связи с расследованием которого сделан запрос.

4. В соответствии со статьей 5 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон) оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями:

- Министерства внутренних дел Украины - уголовной, транспортной и специальной милицией, специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, судебной милицией;

- Службы безопасности Украины - контрразведкой, военной контрразведкой, защиты национальной государственности, специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, оперативно-техническими, внутренней безопасности, оперативного документирования, борьбы с терроризмом и защиты участников уголовного судопроизводства и работников правоохранительных органов;

- Службы внешней разведки Украины - агентурной разведки, оперативно-техническими, собственной безопасности;

- Государственной пограничной службы Украины - разведывательным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы (агентурной разведки, оперативно-техническим, собственной безопасности), оперативно-розыскными подразделениями соответственно специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы и его территориальных органов, подразделениями по охране государственной границы органов охраны государственной границы и Морской охраны, обеспечения внутренней безопасности, обеспечения собственной безопасности, оперативного документирования и оперативно-техническими;

- Управление государственной охраны - подразделением оперативного обеспечения охраны исключительно с целью обеспечения безопасности лиц и объектов в отношении которых осуществляется государственная охрана;

- Органов государственной налоговой службы - оперативными подразделениями налоговой милиции;

- Органов и учреждений Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний - оперативными подразделениями;

- Разведывательного органа Министерства обороны Украины - оперативными, оперативно-техническими, собственной безопасности.

Согласно пункту 4 статьи 8 Закона подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность имеют право знакомиться с документами и данными, характеризующими деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучать их, за счет средств, выделяемых на содержание подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, изготавливать копии с таких документов, по требованию руководителей предприятий, учреждений и организаций - исключительно на территории таких предприятий, учреждений и организаций.

Согласно части первой статьи 9 Закона в каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело.

Таким образом, запрос подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, должно содержать ссылку на номер оперативно-розыскного дела, в связи с осуществлением которой сделан запрос.

5. Частью второй статьи 5 Закона Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" (далее - Закон) установлено, что в государственные органы, специально созданных для борьбы с организованной преступностью, относятся:

- Специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины;

- Специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины.

В соответствии со статьей 12 Закона при осуществлении мер по борьбе с организованной преступностью специальным подразделениям по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Службы безопасности Украины предоставляются полномочия по письменному требованию руководителей соответствующих специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью получать от учреждений, предприятий, организаций (независимо от форм собственности) информацию и документы об операциях, внутренние и внешние экономические соглашения физических и юридических лиц. Документы и информация должны быть поданы, а если это невозможно - не позднее чем через 10 суток.

Отдельно следует отметить, что указанные подразделения одновременно являются органами дознания и подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

В связи с изложенным, запрос специального подразделения по борьбе с организованной преступностью должна содержать ссылку на номер регистрации заявления, обращения или сообщения в Журнале регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных или готовящихся Журнале регистрации, учета и рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, или на номер оперативно-розыскного дела, в связи с осуществлением которого запрашивается, и подписан руководителем специального подразделения.

6. В соответствии со статьей 20 Закона Украины "О прокуратуре" при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор вправе иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, и содержащих коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, письменно требовать представления в прокуратуру для проверки указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе по операциям и счетам юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой.

В связи с этим, в запросе прокурора должно быть указано, что запрашиваемая информация необходима для осуществления прокурорского надзора за соблюдением и применением законов.

7. Пунктом 17 части первой статьи 11 Закона Украины "О милиции" установлено, что милиция имеет право получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и объединений граждан на письменный запрос сведения (в том числе и те, что составляют коммерческую и банковскую тайну), необходимые в делах о преступлениях, находящихся в производстве милиции.

Таким образом, требования к запросу органов внутренних дел совпадают с требованиями к запросам органов дознания и досудебного следствия, подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

8. Статьей 22 Закона Украины "О государственной налоговой службе Украины" установлено, что должностным лицам налоговой милиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляются права, предусмотренные, в частности пунктом 17 статьи 11 Закона Украины "О милиции".

Необходимо учитывать то, что налоговая милиция является одновременно органом дознания и досудебного следствия и имеет право осуществления оперативно-розыскной деятельности.

В связи с этим, требования к запросу подразделений налоговой милиции совпадают с требованиями к запросам органов дознания и досудебного следствия, подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

9. В соответствии со статьей 6 Закона Украины "О разведывательных органах Украины" (далее - Закон) разведывательными органами Украины являются:

- Служба внешней разведки Украины;

- Разведывательный орган Министерства обороны;

- Разведывательный орган специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы.

Согласно статье 5 Закона для выполнения своих задач разведывательные органы применяют методы и средства оперативно-розыскной деятельности в порядке, определенном в Законе Украины "Об оперативно-розыскной деятельности".

Статьей 9 Закона предоставлено право разведывательным органам получать для разведывательных целей необходимую информацию от всех органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений, включая банки, независимо от формы собственности, в том числе информацию из автоматизированных информационных и справочных систем, банков данных и т.д. в порядке, определенном законом.

В связи с этим, в запросе разведывательного органа должно быть указано, что запрашиваемая информация необходима для разведывательных целей.

10. В соответствии со статьей 5 Закона Украины "О контрразведывательной деятельности" (далее - Закон) специально уполномоченным органом государственной власти в сфере контрразведывательной деятельности является Служба безопасности Украины.

Отдельные контрразведывательные мероприятия исключительно в интересах обеспечения охраны государственной границы Украины, должностных лиц, относительно которых осуществляется государственная охрана, а также обеспечения безопасности своих сил и средств, информационных систем и оперативных учетов могут проводить разведывательные органы Украины и Управления государственной охраны Украины, которым законами Украины " Об оперативно-розыскной деятельности "и" О разведывательных органах Украины "предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную или разведывательную деятельность.

Статья 7 Закона предоставляет для выполнения определенных законом задач органам, подразделениям и сотрудникам Службы безопасности Украины право истребовать, собирать и изучать, при наличии определенных законом оснований, документы и сведения, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, источники и размеры их доходов для предупреждения и пресечения разведывательных, террористических и иных противоправных посягательств на государственную безопасность Украины.
 
BossДата: Вторник, 03.12.2013, 15:00 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 23320
Репутация: 0
Статус: Offline
Пункт 3 части первой статьи 25 Закона Украины "О Службе безопасности Украины" предоставляет право органам и сотрудникам Службы безопасности Украины для выполнения возложенных на них обязанностей получать на письменный запрос руководителя соответствующего органа Службы безопасности Украины от министерств, государственных комитетов, других ведомств, предприятий , учреждений, организаций, воинских частей, граждан и их объединений данные и сведения, необходимые для обеспечения государственной безопасности Украины, а также пользоваться с этой целью служебной документацией и отчетностью.

В связи с этим, в запросе контрразведывательной подразделения Службы безопасности Украины должна быть ссылка на номер контрразведывательного дела.

Следует также учитывать то, что подразделения Службы безопасности Украины одновременно являются подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, или органами дознания и досудебного следствия.

Таким образом, требования к запросу таких подразделений Службы безопасности Украины совпадают с требованиями к запросам органов дознания и досудебного следствия, подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

11. Статья 20 Закона Украины "О Государственной пограничной службе Украины" предоставляет органам, подразделениям, военнослужащим, а также работникам Государственной пограничной службы Украины, которые в соответствии с их служебных обязанностей могут привлекаться к оперативно-служебной деятельности, для выполнения возложенных на Государственную пограничную службу Украины задач, право получать в установленном законом порядке по письменным запросам руководителей подразделений по оперативно-розыскной работы или разведывательного органа сведения из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, создаваемых Верховным Судом Украины, Генеральной прокуратурой Украины, Национальным банком Украины, Антимонопольным комитетом Украины, Фондом государственного имущества Украины, министерствами, другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Украины.

В связи с изложенным, запрос на получение такой информации должен быть подписан только руководителями подразделений по оперативно-розыскной работы или разведывательного органа.

12. Статья 13 Закона Украины "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц" устанавливает, что для осуществления возложенных задач Управление государственной охраны Украины уполномочено, в частности получать в установленном порядке от руководителей органов государственной власти Украины, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности по письменному запросу начальника Управления или его заместителей сведения, необходимые для осуществления государственной охраны.

В связи с изложенным, запрос на получение такой информации должен содержать ссылки, указанная информация необходима для осуществления государственной охраны.

13. По Закону Украины "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) государственный исполнитель при осуществлении исполнительного производства имеет право, в частности получать необходимые для проведения исполнительных действий объяснения, справки, другую информацию (часть третья статьи 5).

Государственному исполнителю в установленный им срок должны быть предоставлены бесплатно документы или их копии, необходимые для осуществления его полномочий (часть вторая статьи 6 Закона).

Следует отметить, что принудительное исполнение решений государственной исполнительной службой осуществляется на основании исполнительных документов, перечень которых установлен статьей 3 Закона. Так, к таким документам отнесены, в частности исполнительные листы, выдаваемые судами, приказы хозяйственных судов, постановления судов по гражданским, хозяйственным, административным и уголовным делам, судебные приказы, исполнительные надписи нотариусов и т.п..

Исходя из приведенного, государственный исполнитель при осуществлении исполнительного производства согласно Закону имеет право на получение информации из Реестра прав в форме информационной справки. При этом, документ, на основании которого осуществляется предоставление такой информации должен соответствовать требованиям правильности (с обязательным указанием исполнительного документа, на основании которого осуществляется исполнительное производство) и соответствия оформления (которые указывались в пункте 1 раздела V настоящих Методических рекомендаций).

14. В соответствии с Законом Украины "О нотариате" (далее - Закон) нотариусы или должностное лицо, совершающее нотариальные действия, вправе истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариального действия (статья 46).

Совершение нотариальных действий в Украине возлагается на нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, государственных нотариальных архивах (государственные нотариусы) или занимаются частной нотариальной деятельностью (частные нотариусы), на уполномоченных на это должностных лиц органов местного самоуправления и на консульские учреждения Украины.

Учитывая полномочия по совершению нотариальных действий, определенных в Законе, нотариальные действия, связанные с объектами недвижимого имущества, вправе совершать только государственные нотариусы государственных нотариальных контор, частные нотариусы и консульские учреждения.

Исходя из приведенного, государственные нотариусы государственных нотариальных контор, частные нотариусы и консульские учреждения в случае совершения нотариальных действий, связанных с объектами недвижимого имущества имеют право на получение информации из Реестра прав в форме информационной справки. При этом, документ, на основании которого осуществляется предоставление такой информации, должен соответствовать требованиям правильности и соответствия (которые указывались в пункте 1 раздела V настоящих Методических рекомендаций).

15. В соответствии с Законом Украины "Об Антимонопольном комитете Украины" (далее - Закон) основной задачей Антимонопольного комитета Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики, в частности в части контроля за концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования.

Органы Антимонопольного комитета Украины при рассмотрении заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, проведении проверки и в других предусмотренных законом случаях, имеют право, в частности требовать от субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно -хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц и работников, других физических и юридических лиц информацию, в том числе с ограниченным доступом (статьи 7, 14 и 16 Закона).

В соответствии со статьей 22-1 Закона субъекты хозяйствования, объединения, органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля, другие юридические лица, их структурные подразделения, филиалы, представительства, их должностные лица и работники, физические лица обязаны по требованию органа Антимонопольного комитета Украины, председателя территориального отделения Антимонопольного комитета Украины, уполномоченных ими работников Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения подавать документы, предметы или другие носители информации, объяснения, другую информацию, в том числе с ограниченным доступом и банковской тайну, необходимую для выполнения Антимонопольным комитетом Украины, его территориальными отделениями задач, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции.

Учитывая изложенное, Антимонопольный комитет Украины и его территориальные органы при рассмотрении дел о предоставлении разрешения на согласованные действия, концентрацию, о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, в том числе о недобросовестной конкуренции, имеют право на получение информации из Реестра прав в форме информационной справки. При этом, документ, на основании которого должно осуществляться предоставление такой информации, должен соответствовать требованиям правильности и соответствия оформления (которые указывались в пункте 1 раздела V настоящих Методических рекомендаций) с учетом требований специальных законодательных актов, которыми в своей деятельности руководствуются органы Антимонопольного комитета Украины.

16. В соответствии с Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее - Закон) обязательный финансовый мониторинг - это совокупность мероприятий специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга (которым является Государственный комитет финансового мониторинга) по анализу информации о финансовых операциях, предоставляемой субъектами первичного финансового мониторинга, а также мероприятий по проверке такой информации в соответствии с законодательством Украины (статья 1).

Одной из основных задач Государственного комитета финансового мониторинга является сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях, подлежащих обязательному финансовому мониторингу.

То есть, в соответствии с Законом Государственный комитет финансового мониторинга наделен полномочиями по получению информации о финансовых операциях, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, от субъектов первичного финансового мониторинга.

При этом, следует отметить, что в статье 1 Закона содержится понятие "финансовая операция" - это любая операция, связанная с осуществлением или обеспечением осуществления платежа с помощью субъекта первичного финансового мониторинга.

Закон содержит перечень органов, которые являются субъектами первичного финансового мониторинга (статья 4), анализ которого дает основания утверждать, что такими субъектами могут быть только лица, которые в соответствии с законодательством осуществляют финансовые операции.

Учитывая изложенное, Государственный комитет финансового мониторинга имеет право на получение информации о финансовых операциях, подлежащих обязательному финансовому мониторингу. Однако, обязанность по предоставлению такой информации Законом возложена на субъектов первичного финансового мониторинга, среди которых отсутствуют бюро технической инвентаризации.

17. Согласно Закону Украины "О статусе народного депутата Украины" (далее - Закон) народный депутат Украины имеет право, в частности получить информацию по вопросам, связанным с осуществлением им депутатских полномочий, от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, которые обязаны предоставить ему такую ​​информацию в порядке и сроки, определенные Законом (часть девятая статьи 17).

Так, народный депутат Украины имеет право на сессии Верховной Рады Украины обратиться с запросом к Президенту Украины, в органы Верховной Рады Украины, в Кабинет Министров Украины, к руководителям других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций , расположенных на территории Украины, независимо от их подчинения и форм собственности (часть первая статьи 15 Закона).

Учитывая изложенное, народный депутат Украины имеет право на получение информации из Реестра прав в форме информационной справки в случае обращения с запросом, который осуществлен в соответствии с требованиями статьи 15 Закона.

18. Отдельно следует обратить внимание на возможность предоставления информации об отсутствии или наличии ранее принадлежащих лицу на праве собственности объектов недвижимого имущества при взятии на учет такого лица, как требующие улучшения жилищных условий.

Разделом III Жилищного кодекса Украинской ССР (далее - Кодекс) урегулированы отношения, связанные с предоставлением жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и осуществлением учета таких граждан.

В соответствии со статьями 36, 37 и 39 Кодекса учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться, как по месту работы, так и по месту жительства.

Статьей 35 Кодекса установлено, что граждане, которые искусственно ухудшили жилищные условия путем обмена занимаемого помещения, его порчи или разрушения, отчуждения пригодного и достаточного по размеру для проживания жилого дома (части дома), а также граждане, у которых потребность в улучшении жилищных условий возникла вследствие изъятия жилого помещения, используемого для получения нетрудовых доходов (статья 96), не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет с момента ухудшения жилищных условий.

Таким образом, необходимым условием при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является предоставление органам, осуществляющим взятие на такой учет (исполнительный комитет местного совета или администрация предприятия, учреждения, организации) информации о наличии или отсутствии жилья, которое принадлежало на праве собственности гражданам.

Как отмечалось выше, информация о зарегистрированном праве собственности на объект недвижимого имущества предоставляется в форме выдержек и информационных справок и на основании сведений, содержащихся в Реестре прав.

При этом исходя из содержания положений Порядка ведения Реестра прав собственности на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства юстиции от 28.01.2003 N 7/5, зарегистрированным в Министерстве юстиции 28.01.2003 за N 67/7388 (далее - Порядок), информационная справка, формируется в Реестре прав по адресу объекта недвижимого имущества, содержит сведения о переходе прав собственности на данный объект недвижимого имущества.

Программное обеспечение Реестра прав построено таким образом, что не содержит записи об объектах недвижимого имущества, которые были отчуждены лицом в отношении которого запрашивается информация.

Учитывая приведенное, справка о наличии или отсутствии жилья, которое принадлежало на праве собственности гражданам, по своему содержанию не является выпиской из Реестра прав или информационной справке из Реестра прав, а потому не может выдаваться по правилам, установленным Временным положением и Порядком.

По нашему мнению, бюро технической инвентаризации могут предоставлять информацию о наличии или отсутствии жилья, которое принадлежало на праве собственности гражданам, как по обращению самих граждан, так и по запросу органов, осуществляющих постановки на учет. Такая информация предоставляется с использованием данных, содержащихся в Реестре прав, но с учетом того, что Реестр прав ведется только с 2002 года, и, в случае их отсутствия, с использованием бумажных носителей, имеющихся в наличии.

В случае возникновения объективных обстоятельств (отсутствие государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество в Реестре прав и т.п.), при наличии которых информация об отсутствии или наличии ранее принадлежащих лицу на праве собственности объектов недвижимого имущества может быть неисчерпаемой, бюро технической инвентаризации должны указывать об этом при предоставлении информации.

Попутно отмечаем, что информация об отчуждении объектов недвижимого имущества содержится и в Государственном реестре сделок (который ведется с 2 августа 2004). То есть, в случае необходимости, следует рекомендовать субъектам, обратившихся за получением информации о наличии или отсутствии жилья, которое принадлежало на праве собственности гражданам, обратиться к регистраторам указанного реестра (государственных нотариальных контор или частных нотариусов). Так, согласно Временному порядку государственной регистрации сделок, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 N 671, выписка из Государственного реестра сделок - это документ, который свидетельствует о внесении записи в Реестр или об отсутствии такой записи.

Следует отметить, что поскольку для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо предоставить информацию об отсутствии или наличии ранее принадлежащих лицу на праве собственности объектов недвижимого имущества в течение последних пяти лет, то начиная со 2 августа 2009 года, при обращении соответствующих субъектов объектов в бюро технической инвентаризации с целью получения такой информации, по нашему мнению, таким лицам необходимо рекомендовать обращаться к регистраторам Государственного реестра сделок.

Наконец необходимо отметить, что в большинстве случаев нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность того или иного орана, предполагается, что орган, при выполнении возложенных на него задач имеет право на ознакомление и получение соответствующей информации. Однако, во избежание нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц, следует внимательно исследовать задачи, которые возлагаются на соответствующий орган, и сопоставлять их с необходимостью получения информации из Реестра прав.

Информация из Реестра прав предоставляется на основании сведений, содержащихся в указанном Реестре. Формирование такой информации осуществляется только по идентификационным признакам владельца объекта недвижимого имущества (фамилия, имя, отчество физического лица и / или идентификационный номер или наименование юридического лица и / или код ЕГРПОУ) или по адресу объекта недвижимого имущества.

Предоставление статистической информации, какой бы охватывались сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, бюро технической инвентаризации не осуществляется.

Директор департамента гражданской
законодательства и предпринимательства
И.И.Завальна
 
Форум » Нотариусы в городе Ялта. » Юстиция. Россия, Нотариусы в Крыму, Ялта. » Получение информации из Реестра прав собственности (Получение информации из Реестра прав собственности)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz