Чего ждать от новых правил государственной оценки недвижимости.
В "Российской газете" состоялся "Деловой завтрак" с руководителем Росреестра Игорем Васильевым. Он ответил и на вопросы "РГБ".
Минэкономразвития внесло в правительство проект закона "О государственной регистрации недвижимости". Что изменится для бизнеса с его принятием?
- Мы хотим повысить качество оказания госуслуг по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выполнить мероприятия, предусмотренные в нашей "дорожной карте".
Закон введет единую учетно-регистрационную процедуру. Это избавит заявителей от необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей регистрации права собственности на него. Также единый закон о регистрации недвижимости является нормативной базой для юридического объединения ЕГРП и ГКН в Единый гоcударственный реестр недвижимости и предусматривает ряд других изменений, упрощающих процедуры регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.
- Каким образом Росреестр проверяет фактическое использование земли? Какие санкции за нарушения грозят юрлицам?
- Для всех земельных участков должны быть определены виды разрешенного использования и целевое назначение. С учетом этих характеристик Росреестр ведет государственный конт-роль использования земель. Если при проверке Росреестр устанавливает, что земельный участок используется несоответствующим образом, то принимаются меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности и конт-ролируется устранение нарушения.
В 2013 году было проведено 342 786 проверок соблюдения земельного законодательства и выявлено 57 024 нарушения требований по использованию земельных участков. Административная ответственность за такой вид правонарушений установлена статьей 8.8 КоАП. Однако существующий размер санкций от 1000 до 1500 рублей для граждан и от 40 тыс. до 500 тыс. рублей для юрлиц явно недостаточен.
Госдума в первом чтении уже одобрила законопроект, который увеличивает размер санкции, а также "привязывает" его к кадастровой стоимости участка, на котором допущено нарушение. Чем дороже земля, тем внимательнее придется быть его собственнику к правилам землепользования. Инициатором этих изменений выступил Росреестр.
- Сейчас правовой статус помещений и земли (несмотря на то, что это неразрывно связанные объекты) учитывается и фиксируется по-разному. Изменение статуса строений не влечет автоматического изменения статуса земель. Планирует ли Росреестр упрощать процедуру изменения статуса земли?
- Изменения таких характеристик земельных участков, как категория земель и вид разрешенного пользования, вносится в ГКН на основании заявления гражданина или юридического лица либо акта уполномоченного органа, поступившего в орган кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Таким же образом меняется назначение зданий, сооружений, помещений.
Урегулирование вопроса изменения статуса земель к непосредственной компетенции Росреестра не относится. Но эта проблема действительно актуальна, и поэтому для упрощения процедуры изменения статуса земли "дорожной картой" по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства предусмотрен переход от деления земель на категории к территориальному зонированию. Идет работа над проектом федерального закона, способного обеспечить такой переход.
- В июне изменился порядок обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций (СРО). Контроль этой деятельности и возложен на Росреестр. Что конкретно вы теперь контролируете?
- В июне изменился не только порядок обеспечения информационной открытости СРО, но и появились основания для привлечения к административной ответственности СРО за нарушения требований по раскрытию информации об их деятельности на официальных сайтах. Законом теперь определены порядок и сроки размещения этой информации.
Например, СРО обязаны размещать на своих сайтах сведения о составе и стоимости имущества компенсационного фонда и реестр членов СРО, в том числе сведения о фактах применения к членам СРО дисциплинарных взысканий, информацию о результатах проведенных проверок, документы, касающиеся деятельности СРО.
Росреестр контролирует исполнение требований саморегулируемыми организациями оценщиков и арбитражных управляющих, а при наличии достаточных данных возбуждает дела об административных правонарушениях и налагает штрафы. Изменения законодательства значительно повысили эффективность госконтроля и надзора за деятельностью СРО. А такая мера, как наложение штрафных санкций, материально коснется всех недобросовестных организаций и их руководителей, позволит мотивировать СРО к самоконтролю, а в итоге к улучшению качества их работы.
- По каким основаниям предпринимателям в основном отказывают в госрегистрации прав на недвижимость?
- Такой специальной статистики Росреестр не ведет, но, анализируя обращения и жалобы организаций, можно отметить, что причины самые разные. Нередки случаи отказа в госрегистрации в связи с несоответствием представленных документов, в том числе договоров аренды нежилых помещений, закону.
В основном из-за ненадлежащего оформления договора, иногда по причине отсутствия в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах предыдущего правообладателя, в том числе арендодателя, или когда выявляем несоответствие указанной в договоре площади, например, помещения сведениям, содержащимся в ЕГРП и ГКН.
Важно понимать, что решение об отказе в госрегистрации прав на объекты недвижимого имущества принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно в результате правовой экспертизы представленных документов.
- Для юрлиц вводится обязательный досудебный порядок рассмотрения споров по поводу кадастровой стоимости в комиссии при Росреестре. Что это даст?
- Основная цель - разгрузить суды, и без того заваленные работой. Кроме этого обращение в суд это дополнительные затраты времени и денег. Пока мало кто знает и пользуется этим полезным и удобным инструментом. Потому, не лишая права бизнес впоследствии оспорить результаты в суде, мы ввели практику обязательного досудебного оспаривания.
- Какова статистика оспаривания результатов кадастровой оценки в судебном и внесудебном порядке?
- По итогам первой половины 2014 года в комиссиях по оспариванию кадастровой оценки при территориальных органах Росреестра рассмотрено 4124 заявления, из них 2244 - более половины - удовлетворены. В судах рассмотрено 6796 заявлений, из них положительно в 3255 случаях. Для сравнения, в 2013 году в комиссиях при территориальных управлениях Росреестра было рассмотрено 6184 заявления, в 2012 году - 1834 заявления. В судах в 2013 году было рассмотрено 6190 заявлений по оспариванию результатов кадастровой оценки, в 2012 году судами было рассмотрено 1200 таких заявлений.
- Какие жалобы поступают в Росреестр от бизнеса чаще всего?
- Обращения бизнеса мало чем отличаются от жалоб рядовых граждан. Бизнес-сообщество волнуют в первую очередь сроки принятия и рассмотрения документов, а также обоснованность решений об отказе в постановке на кадастровый учет и госрегистрации прав.
- Какую часть из них удается решить в досудебном порядке?
- Вопросы, связанные с обжалованием принятых решений по государственному кадастровому учету и регистрации прав, не могут быть урегулированы в досудебном порядке. По закону такие вопросы могут быть обжалованы только в суде. Остальные жалобы законодательство позволяет рассмотреть в досудебном порядке.
- Что сегодня бизнес оспаривает в судах чаще всего?
- Основную часть судебных дел с участием Росреестра и Федеральной кадастровой палаты составляют судебные споры, связанные с госрегистрацией прав на недвижимость, осуществлением кадастрового учета, контролем СРО. Значительная часть исков относится к оспариванию результатов кадастровой оценки.
- Какие жалобы по регистрации прав и кадастровому учету вообще поступают в Росреестр?
- В основном жалуются на неудовлетворительную организацию работы, в первую очередь, к сожалению, это касается нарушения сроков оказания госуслуг, а также не соглашаются с принятыми решениями об отказе и приостановлении кадастрового учета или госрегистрации прав.
Кроме того, люди периодически жалуются на наличие очередей в помещениях приема и выдачи документов, длительное время ожидания предварительной записи, некорректное поведение сотрудников, недоступность телефонных номеров, неисправность терминала электронной очереди либо отсутствие талонов, некомпетентную консультацию. При этом не следует думать, что это повсеместная ситуация, во многих случаях основная тема обращений касается вопросов разъяснения законодательства, в том числе с просьбой посоветовать, как поступить в соответствующей - описываемой заявителем - ситуации, сократить сроки регистрации.
По вопросам госрегистрации прав на недвижимое имущество в 1 полугодии 2014 года в Росреестр поступило 38 тыс. обращений. С вопросами ГКН связано 29 тыс. поступивших обращений, с оценкой объектов недвижимости - почти 8,5 тыс. обращений. |